Тайган - не собака 

Дорогоие друзья!
Вы вошли на сайт, посвященный уникальной породе – кыргызскому восточному горному Тайгану.
  Предлагаю Вашему вниманию отрывок из моей будущей книги о кыргызском Тайгане.

-… Говоря о Тайгане, необходимо, прежде всего, отметить, что  Тайган - это практически родственная кыргызскому народу, аборигенная порода и его неотъемлемая часть т.к. Тайган являлся кормильцем кочевого народа, более того, членом семьи, т.к. он жил в юрте вместе с семьей. Зачастую богатые главы родов Тайгану ставили отдельную персональную юрту.
 Тайгана нельзя купить за деньги. Настоящий чистопородный Тайган бесценен  и является в настоящее время реликтом.
 Издревле его дарили сородичи друг другу, дарили друзьям, уважаемым аксакалам желая процветания.
 «Тайган бежит - кровь из ушей хлещет», гласит кыргызская пословица. Недаром самых лучших представителей этой породы кыргызы называли Кумайыком, что в переводе означает «господин собак».
 Само название Тайган, предъявляло ему одно требование, как древнего скотовода-охотника, так и просто владельца к своему четвероногому любимцу, чтобы прокормить свою семью или семейство.
 Тайган не собака, как это принято говорить. Настоящий кыргыз даже обидится, если его Тайгана назовете собакой.
 Тайган, это Тайган и никогда не был собакой лающей на прохожих, охраняющий ворота, двери. Тайган сторож и главное охотник. Являясь сторожем он охраняет, прежде всего, стадо, группу животных хозяина не от человека, а от хищника (волка, шакала, медведя, тигра). Человек может прийти и украдкой угнать стадо, группу животных и даже в этом случае не причинив вреда скотокрадам, Тайган укажет, куда ушло стадо, группа животных, угнанных ворами. Поэтому в народе отсутствовало скотокрадство. Если и было, то это было открытое скотокрадство с целью мести или начало вражды между родами, как вызов.
 Если Тайган видит, что хозяину грозит опасность от хищника, человека или группы людей, то он без какой- либо команды бросается на помощь и всегда выходит победителем.
 В 19 веке в Чуйской долине проживал безбедно бай Баястан. Как и все баи того времени, он имел несколько жен, табун лошадей, тысяч десять овец. Как всякий джигит стремился стать совершенным во всем: охотился, всерьез занимался ловчими птицами, скакунами и особым его увлечением была охота с Тайганами.
 И гордостью его двора был Тайган по кличке Кокдобул. Он с особой любовью относился к нему. Где бы он ни был, Кокдобул везде сопровождал Баястана как верный друг.
 Все знали, что в юрте с почетными гостями вместе с Баястаном баем, будет его Кокдобул. Правда, Кокдобул всегда лежал сзади хозяина. Баястан, как заботливый отец свой шыбага(долю) лишь попробовав, передавал своему любимцу – Кокдобулу. Все к этому привыкли и не обижались на Баястана за такую дерзость.
 Был случай. В Таласе в те времена жил один бай по имени Мамбетаалы. Но все люди давно забыли его имя и все звали его как «Дилде чычар байбача», что означает «богатый несушка монет» из-за того, что он, где бы ни садился, везде оставлял золотые монеты, даже в местах испражнения. И все бедные люди соответственно старались быть теми счастливцами, которые находили эти самые золотые монеты.
 Однажды Баястана пригласил влиятельных людей в гости. Среди гостей был и «Дилде чычар байбача». В момент, когда ждали бешбармак, Мамбетаалы бай заметил, что сзади него за тушкийизом что-то зашевелилось. Он думал, что дети играют. А когда увидел Тайгана, всерьез обиделся, мол, посчитал гостей ровнями Тайгана и попросил вывести из юрты.
 Но Баястан и те, кто знали цену Кокдобулу, объяснили гостю, успокоили его и на следующий день выехали на охоту. Охота была славной.
 Мамбетаалы байбача остался довольным охотой и обратился с просьбой к Баястану, чтобы тот на некоторое время отдал Тайгана Кокдобула ему, поохотиться. Баястан не смог отказать дорогому гостю. Он объяснил «тыйын чычару байбача» норов своего любимого Тайгана, как обращаться с Кокдобулом, чем его кормить. Привязал в кожаный поводок и отправил Тайгана «погостить» в Таласскую долину. По прибытию к себе Мамбетаалы байбача зарезал большого жирного барана. Поселил Тайгана в свою юрту. Когда бешбармак был готов, пригласил Кокдобула к достархану, при этом он обратился к Тайгану со словами:
- Ты у меня почетный гость, этого барана зарезал в твою честь, угощайся.
 Говорят Тайган даже не притронулся  к еде, до тех пор, пока хозяин не взял голову барана и начал есть, лишь тогда Кокдобул тоже начал есть вареное мясо.
 Люди удивлялись еще одному чудачеству «тыйын чынчара байбача» Когда мясо было съедено, хозяин обратился к Тайгану:
- Справа от меня моя байбиче (старшая жена), слева – токол (младшая жена), с кем из них изволите ночевать. Тогда Кокдобул подошел к старшей жене и лег у подножья ее постели…

В старину в поисках пропитания бедные люди охотились с помощью Тайгана. Это и понятно. Тайган неприхотлив в пище, не требует свежего мяса, как скажем беркут. И, наверное, поэтому так много внимания было уделено именно Тайгану, который был распространен среди населения, бесстрашному, умному другу, всегда готового встать на защиту.
Приведу пример:
… В селе Ат-Баши, Нарынской области один охотник отправился с Тайганом на промысел. Высоко в горах на встречу им неожиданно выскочил огромный медведь и бросился на охотника. Пришел тому бы конец, но выручил верный Тайган. Он бросился на выручку хозяину и начал трепать загривок медведя. Секундное замешательство зверя дало возможность охотнику перезарядить ружье и выстрелить в зверя и поразить его насмерть.

То, что Вы прочитали выше не вымысел и не сказка – это исторические факты, с истинными героями, жившими в то время и дошедшими до наших дней. Потомки, непосредственные участники и свидетели передавали из уст в уста своим детям, внукам. Последние в свою очередь, любезно передали мне, для использования в книге, что стало предметом описания. Я благодарю их, ныне здравствующих моих друзей, товарищей  и просто любителей Тайгана за предоставленные материалы. Это еще раз подтверждает, что Тайган не просто Тайган, которого можно забыть, он не забываем, так как оставил свой след в истории кыргызов, являясь непосредственным участником жизни кочевого народа гор.

Отрывок из книги Р.Айталиева от 03.12.2002

Айталиев Руслан Душенович член бюро секции охотничьего собаководства, стажер в эксперты Чуй-Бишкекского общества охотников и рыболовов .
Hosted by uCoz